Духовные святыни Казахстана «Окжетпес»

   В рамках проекта «Духовные святыни Казахстана» создан культурно-географический пояс святынь. Национальный музей РК определил список из 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана.
   Эти особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, имеют непреходящую ценность в памяти казахского народа и выступают в качестве символа национального единства и возрождения.
   В качестве сакральных памятников выступают природно-ландшафтные объекты, такие как «священные» горы, пещеры, реки, урочища, древние городища, места необычных природных явлений, родовые святилища, курганы и захоронения, объекты религиозного культа, места памятных битв и подвигов, места жизни великих людей, святых, мавзолеи, храмы и иные памятники природного культурного и исторического наследия, где поклонение составляет одно из оснований духовных традиций нашего народа.
   Денисовский историко – краеведческий музей предлагает ознакомиться с одним из 100 общенациональных святынь, которые вошли в Республиканскую карту сакральных объектов по обновленной версии.
   Государственный национальный природный парк «Бурабай» (Боровое) был создан в 2000 году, но еще в 1935 г. примерно на этом же месте был создан заповедник «Боровое», и в 1951 г. заповедник был закрыт. Сейчас парк занимает горно-лесной массив на востоке Кокшетауской возвышенности.
   Горы Кокшетау называются «Голубые (небесные) горы», потому что небо над ними синее-синее, а воздух в этих местах чист и прозрачен. По легенде, в давние времена в этих горах обитал гордый, свободный, одинокий белый верблюд – Бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть на нем была густая, белая-белая. Этот огромный верблюд – Бура всегда ходил один, ни с кем не общался, никому не подчинялся. Его родным домом была густая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил только из одного озера, которое в народе за чистоту прохладной воды и ее прозрачность называли Кумискол, то есть, Озеро Серебряное. Каждый день белый верблюд Бура приходил в полдень пить воду из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.
   Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских полчищ, и своим громким криком предупреждал людей о нашествие чужаков. Бура также чувствовал приближение болезней к хану - вождю страны, и в такие дни становился особенно беспокойным и шумным. Перед тревожными днями Бура – белый верблюд без перерыва, громко ревел. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей, и спешно собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди хорошо относились к белому верблюду, поклонялись ему, как божеству, считали его священным животным, которое к ним послал бог Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей. Местность, в которой обитал белый верблюд Бура, так и стали называть – Бурабай, а озеро с серебристой водой, где он утолял жажду, назвали Боровое. А горы, озера и леса вокруг с тех пор так и называются Бурабай – Боровое.
   Здесь же красуется знаменитая скала Окжетпес - ее высота не превышает 300 метров над уровнем моря. Она - украшение берега озера Аулиеколь (Боровое).
О происхождении этой скалы в народе ходит много легенд и сказаний. Ш. Уалиханов сложил о ней более пятнадцати легенд. С.Сейфуллин в своей лирической поэме «Кокшетау», упоминая скалу «Окжетпес», описал трагическую судьбу красавицы-калмычки, повествование о которой сейчас пойдет.
   В те времена, когда казахи и калмыки воевали, война воодушевляла воинов к отваге, а походы и слава придавали им духа. И однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся в родные края с большой добычей. Остановившись на одной из высоких скал, Абылай решил разделить все добытые трофеи между воинами победного похода. Однако заметил, что между ними возник спор, причиной которому стала пленница калмычка. Затянувшийся спор между воинами огорчил хана, он предложил пленнице самостоятельно определить достойного: «Красавица! Перед тобой стоят мои отважные, бесстрашные воины. Все достойны стать твоим мужем, но я даю право выбора тебе».
   Хрупкая, как дитя, калмычка подняла бездонные глаза и ответила: «Великий хан, спасибо за такую честь. Пусть моим выбором будет самый уважаемый мужчина. А мой белый платок повесят на вершину скалы. Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!».
   Хан для исполнения своего обещания привязал белый платок на самую вершину. Храбрая девушка попросила разрешения наблюдать за борьбой наверху. Джигиты выпустили стрелы из своих лук, но ни одна не коснулась белого платка. Лишившись возлюбленного, наложница-калмычка бросилась с вершины горного утеса в воды голубого залива озера Аулиеколь. С тех пор вершину народ называет «Окжетпес». Дословно «Окжетпес» переводится как «стрела не достанет».

 

А.Пауль, методист Денисовского историко – краеведческого музея

Счётчик посещении

1415054
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
2439
2389
4828
1394268
41893
57031
1415054
Ваш IP: 34.204.186.91
Время сервера: 2021-04-19 22:24:52
Счетчик joomla