Выбор языка

PostHeaderIcon Боровское храм

«Устроили прекрасный храм, почти лучший в Тургайской области...»
«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции».

Н. Назарбаев

   Весной этого года глава государства сердцевиной экономического и политического обновления страны назвал модернизацию общественного сознания. Достичь этого он предложил через воплощение в жизнь ряда проектов. Один из них получил название «Духовные святыни Казахстана», или «Сакральная география Казахстана».
   В Костанайской области немало мест, которые считаются святыми, и почитаемы населением: мавзолеи, могилы батыров, уникальные природные ландшафты, мечети и храмы...
   Зарождение села Боровское случилось в 1881 году с переездом сюда первого переселенца-крестьянина из Челябинского уезда. Перво-наперво на новом месте жительства установили деревянный крест. А уже через семь лет в селе появилась маленькая деревянная церковь.
   Село разрасталось, и храм уже не вмещал всех прихожан. Потому в 1905 году пригласили из Ярославской губернии зодчего Михаила Кириллова и приступили к возведению кирпичной церкви.
   В архитектуре Ярославля к тому времени широко распространился стиль эклектики - архитекторам понравилась идея применять кирпич как в качестве базового строительного материала, так и для декоративных целей, поскольку это не требовало дополнительных финансовых затрат на оформление строения. При этом с помощью облицовочного кирпича можно было подчеркнуть архитектурную выразительность здания.
   Так что требовался хороший мастер по изготовлению кирпича. И такой в Боровском нашёлся. Михаил Андросов самолично осматривал каждую партию кирпича и, бывало, забраковывал. Но и бракованный кирпич ценился: его охотно покупали боровские купцы на строительство кладовых, амбаров и лавок. На изготовление кирпича шла местная глина и песок. Формовали кирпич в деревянных станах, обжигали в напольной печи дровами. А при кладке в раствор цемента добавляли яйца - их привозили целыми возами со всей округи.
Строили «всем миром». Возведение церкви велось исключительно на пожертвования боровчан. Считалось за грех не внести посильную плату или не отработать хотя бы один день на стройке.
   Когда храм построили, все думали: в честь кого назвать. И случилось знамение. Жила в селе болящая девица. Однажды было ей видение: два мужа в странных одеждах велели ей искупаться в источнике возле деревни. Так она и сделала и ... исцелилась. Были ей свыше открыты и имена чудотворцев: Косьма и Дамиан. От радости побежала девушка в храм, рассказала о случившемся, показала целебный источник. Не было теперь сомнений: кого Бог избрал в небесные покровители нового храма. Церковь стала именоваться Косьмо-Дамиановской. Освятили её в 1912 году.
   Епископом Оренбургской Епархии было отмечено, что жители села Боровского «устроили прекрасный храм, почти лучший в Тургайской области».
   Увы, в богоборческие советские годы возвышенную красоту, посвященную Богу, низводили к приземлённому и материальному. Церковь в 1956 году превратили в склад. Потом – в тир. Правда, в 70-е годы от окончательного разрушения храм спасло то, что здание приспособили под музей и провели в нём ремонтно-восстановительные работы.
   Вторая жизнь храма Косьмы и Дамиана началась в 1993 году. Его открыли опять-таки усилиями прихожан. А потом неоценимый вклад в возрождение Божьего дома внес костанайский предприниматель Сергей Блок. Благодаря его помощи храм был расписан заново, на колокольне установлен новый колокол, приобретена церковная утварь.
   Во время первого богослужения в восстановленной церкви епископ Костанайский и Петропавловский Анатолий отметил, что возрождение церкви даст новый толчок развитию духовности.

 
Сейчас 44 гостей онлайн