Жарияланымдар

Древнее искусство кочевников. Тиснение по коже.

User Rating:  / 6
PoorBest 

Музейные коллекции.
Древнее искусство кочевников. Тиснение по коже.

arbis


Ключевыми факторами, влияющими на развитие казахских ремесел, стали основные формы хозяйственной деятельности: пастбищно-кочевое скотоводство и орошаемое земледелие, а также географические особенности расположения. Так, через территорию современного Казахстана в древности проходил Великий шелковый путь, что, несомненно, привело к развитию торговых отношений и культурному обмену с другими народами.
Скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности и соответственно источник материалов и сырья, таких как кожа, шерсть, пух, рога крупного рогатого скота, привело к развитию многих видов казахских ремесел: валяние шерсти, выделка и теснение кожи, пошив одежды, резьба по кости, ювелирное искусство.

Особенно ценились шкуры жеребят и ягнят.
Народное прикладное искусство является одним из древнейших искусств казахского народа. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи. Обработка кожи – один из традиционных видов казахского ремесла. Из кожи делали колчаны, мужские пояса, обувь, сосуды типа подойника – көнек, узкогорлые фляги с круглым туловом – қаз мойын, фляги в виде опрокинутого завитка – каухар, подседельники – тебенгі, потники – тоқымы. Мастера - шорники изготавливали седла, конскую сбрую. Седло, обтянутое верблюжьей кожей, называлось аут.
Мастера изготовляли сосуды для хранения, перевозки и изготовления молочных продуктов: торсық, саба, сүйретпе, мес.
После предварительной обработки свежеснятой бычьей или верблюжьей шкуры ими обтягивали седла, а из сыромятной кожи делались части конской сбруи, потники, нагрудники, подхвостники, уздечки, ремни. Рельефное тиснение наносилось на кожу, которой обтягивалась декоративная поверхность сундуков – жағланов, посуда, футляры для пиал – шыны аяққап.
Одним из раритетов музея является торсық – классический казахский сосуд из кожи, предназначен для перевозки кумыса, айрана и других напитков.
Торсық – делается из обрезков кожи, после того, как из нее сделали саба (емкость для хранения кумыса). Торсыки делают большими и маленькими. Для изготовления сүйретпе (посуда для изготовления пищи) часто использовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жаңторсыка (персонального торсыка) небольшой, обычно 2 - 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделанную шкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания торсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсық, сделанный таким образом, никогда не будет терять своей формы.
Для изготовления торсыка – походного варианта сосуда для кумыса, шубата или просто воды – ремесленники использовали самую лучшую кожу. Ажурный национальный орнамент на изделии получался за счет прессования кожаных заготовок между двумя деревянными пластинами с вырезанным узором.
Издревле пастухи и путники всегда брали с собой в дорогу торсык, даже если кумыс или айран в нём заканчивался, то в роговых отростках образовывался қатық, при смешивании его с водой получался шалап.
В нашем музее хранится 2 торсыка. Один из них сшит из двух кожаных частей коричневого цвета, состоящего из двух равнозначных половин. Абрис изделия имеет форму моря, составленной из мотива қосмүйіз – две пары закручивающихся внутрь роговидных завитков, с двумя конусовидными выступами.
Изделие декорировано узором в виде растительного орнамента. Горловина удлиненная, декорирована тиснёным узором в виде горизонтальных «полосок». В целом характер орнамента весьма традиционен для казахского прикладного искусства. Пробка деревянная, на длинной веревочке в форме конуса с кольцевой серединой. Внутренняя часть торсыка полая, по периметру прошит толстой скрученной нитью.
Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занима¬лись женщины, то обработкой кожи, тис¬нением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной по¬суды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. Изделия казахских кожевенников пользовались большим рыночным спросом.

А. Пауль, экскурсовод Денисовского историко-краеведческого музея.

Источники:
1. Казахское народное прикладное искусство. Том.1. Алма-Ата: «Өнер», 1986.
2. Маргулан А.Х. Сочинения. – Алматы: Издательство «Алатау», 2012. – Т.11 – 576 с.
3. Ералин К., Халмуратов Ж. Мастера искусств Казахстана. – Алматы, 1997 г.
4. Тохтабаев Ш.Ж., Каримов Р.У. «Раритеты декоративно – прикладного искусства казахов за рубежом». – Алматы, 2008 г.

Счётчик посещении

1447521
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
786
2682
10548
1424688
11690
62670
1447521
Ваш IP: 3.236.222.124
Время сервера: 2021-05-08 13:22:26
Счетчик joomla